Авторская колонка настоятеля Спасо-Преображенского храма с. Андреевские Выселки иеромонаха Петра (Чернышова)

31 июля 2019 года

Как пережить супружескую измену? Если не можешь простить нужно ли разводиться?

К сожалению, реальность наших дней такова, что эти горестные вопросы все чаще звучат от людей, приходящих в храм, как на исповеди, так и просто в личной беседе. И если совсем недавно с такими проблемами, в большинстве своем, сталкивались женщины, то сегодня и сильная половина человечества нередко оказывается в подобной ситуации. Так как же пережить измену, когда предана любовь, разрушено доверие, когда все лучшее, что ты пытался отдать человеку разорвано, скомкано и брошено тебе в лицо унизительным и подлым предательством. Когда человек обращается с таким вопросом к Церкви, то первым и естественным советом, который он, скорее всего, услышит из уст священника будет слово о прощении. Конечно, с христианской точки зрения всякий, кто бы чем не согрешил против нас достоин прощения. Но как простить? Зачем? И нужно ли это прощение? Конечно нужно. И в первую очередь это нужно не нашему обидчику, а нам самим. Ведь, как известно, простить – это не значит забыть. Простить – это не оправдать. Простить – это не помиловать. Простить – значит пережить то, что случилось, проститься с ним, оставить в прошлом и идти дальше.  Простить, чтобы через великую и исцеляющую силу прощения дать возможность благодати Божией уврачевать наше раненое сердце и, быть может, помочь исцелиться тому, другому, кто согрешил против нас и нашей любви. Если человек действительно любит, любит по-настоящему, без всякой корысти и оглядок на себя – искренне и всем сердцем, то любовь, которая «милосердствует…, не гордится…, все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1Коринф.13; 4-7), поможет ему и его семье пережить, случившуюся катастрофу. Конечно, вышесказанное вовсе не означает обязательного сохранения брака, порой это просто невозможно и не имеет смысла пытаться «склеить разбитую чашку», но простить или, если хотите, отпустить, то что случилось совершенно необходимо, чтобы груз прошлого не мешал нам идти вперед и строить дальше нашу жизнь. Если мы будем думать только о том, как другой человек предал меня, какой он подлец и как низко, и несправедливо он поступил, то гнев и обида может в какой-то момент полностью заслонить наше сознание. Человек в таком состоянии легко способен потерять жизненные ориентиры и впасть в уныние, мешающее переступить через происшедшее. А если мы прощаем и хотим простить, Господь помогает нам, дает душевные и духовные силы подняться вновь на ноги и стряхнуть с себя ту грязь и нечистоту, в которой мы оказались. Нужно твердо и на всю жизнь уяснить себе, что семейные проблемы всегда вина обоюдная. Да, наверняка, один виноват больше другого, но все же это беда и несчастье обоих супругов. И в случившемся, как бы это не было трудно, надо постараться обратить внимание на себя, на то, что могло пойти или идет не так во мне самом, какими моими действиями мог быть спровоцирован такой шаг моей второй половинки. А дальше действовать уже по ситуации. Если человек просит у нас прощения, нуждается в нем, переживает свое падение, ища в нашем прощении опоры для того, чтобы выбраться из той ямы, в которой он оказался, то, конечно, нужно помочь ему вновь обрести себя и дать любви время и силы восстановить разрушенное изменой доверие и единство. Если же раскаяния нет, если за словами «прости» вновь «вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Пет. 2:22), то можно серьезно подумать о том, стоит ли наших усилий, стараний, слез и переживаний то, что в народе именуют «разбитой чашкой», которую, как ни клей, проку будет мало. У каждого из нас свой предел терпения, своя граница прощения и снисхождения, очерченная для других, встав у которой мы скажем переступившим ее – все отношения закончены, нам больше не по пути. Но все же, если есть  хоть малейший шанс, хоть тонкий, еле пробивающийся через мглу взаимных обид и упреков, лучик надежды на преодоление случившейся трагедии, уверен, большим преступлением против любви и нашей огромной жизненной ошибкой будет не дать возможности вновь прорасти, растоптанному изменой, цветку семейного счастья.


19 июля 2019 года
О неоязычестве

Неоязычество, как феномен религиозной жизни – явление, относительно, новое, возникшее в западноевропейских народах в результате отступления от христианских начал жизни. Так кто же такие неоязычники? Какое отношение их, якобы возрождаемые из глубины веков, культы имеют к культуре наших предков. И чем объясняется всплеск моды на язычество и успешность неоязыческой проповеди, как на Западе, так и у нас в России?

Чтобы ответить на эти вопросы необходимо дать развернутое определение язычеству, как историческому, культурному и духовному явлению в истории человечества.

Светская, секулярная научно-философская мысль, концептуально опирается на теорию эволюции, утверждая, что язычество это сравнительно примитивная, менее развитая форма религиозности, в истории более древняя, нежели теизм (единобожие). Как правило, оно выражается в многобожии, идолопоклонстве, тотемизме (поклонение легендарным предкам), фетишизме (поклонение предметам), анимизме (одушевление предметов и сил природы), зоолатрии (религиозное почитание животных) и антропотеизме (обожествление человека). Непременными атрибутами практической стороны культа язычества всегда служили магия, колдовство и различные, включая человеческие, жертвоприношения. Все эти религиозные представления, по мнению тех, кто придерживается данной теории, возникли на заре человеческой истории и вместе с эволюцией человеческой мысли, постепенно уступили место более сложным формам богопочитания под общим наименованием теизм, то есть, единобожие.  На первый взгляд, эта теория выглядит вполне основательной и созвучной современному взгляду на происхождение и развитие жизни в целом и человека в частности. Однако возникает справедливый вопрос. Если язычество более примитивная форма религиозности, то почему сегодня остаются народы, развитые культурно и экономически (например, Япония, Китай, Индия), которые как пребывали в язычестве, так и остаются в нем? Почему у них не происходит смена примитивной и неразвитой, в сравнении с теизмом, формы религиозности на более развитую — теистическую?

Христианский взгляд на историю религии совсем иной. Изначально, люди, в лице своих древних прародителей Адама и Евы, поклонялись Единому Богу, как своему Отцу и Создателю и имели чистое, неповрежденное знание о Боге, которое и постарались передать своим детям. Но трагедия грехопадения, случившаяся с первой человеческой семьей в саду Эдема уже в их сознании, повредило богооткровенную истину о Творце. Дети же Адама, постепенно распространяясь по лицу земли, еще больше исказили изначальное Предание о Боге, примешивая к нему собственные представления и сочинения о божественных предках, предметах, животных и природных силах.  Так у потомков первых людей в зависимости от особенностей традиций, местности и условий проживания образовывались те или иные разновидности язычества — религиозных народных верований. И это скорее духовный регресс, ведущий не от простого к сложному, а напротив, искажающий, упрощающий и подменяющий неверными и ложными религиозными конструкциями истинное богопочитание и знание о Создателе.

Таким образом, смотря на язычество, как, на несомненно, более примитивную форму религиозности, христианство утверждает, что история его появления связана, отнюдь, не с естественными процессами развития человечества, а как раз с противоестественным искажением человеческой природы в результате грехопадения первых людей. Отсюда, кстати, крайне жестокие и не поддающиеся никакой моральной оценке языческие культы с человеческими жертвоприношениями, оргиями, скотоложеством, людоедством и т.п. поклонению явному злу, практиковавшиеся в древних народах.

Рассмотрев историю возникновения язычества и его духовные истоки, стоит перейти непосредственно к, так называемому, неоязыческому движению, привлекающему в свои ряды все большее количество наших современников. Применительно к истории нашего Отечества можно с определенностью сказать, что распространение неоязычества в русской культуре связано с процессом дехристианизации российского общества, начавшимся ещё в XIX веке. В 70-х годах прошлого столетия неоязыческое движение получило новый импульс к развитию на территории СССР благодаря учёному-арабисту Валерию Емельянову и его книге «Десионизация». Расцветом же различных сект и языческих культов на нашей земле стали 80-е – 90-е годы ХХ века. Очевидно, что истоки современного неоязычества лежат в древних языческих культах. Оттуда современные «апостолы» «исконной веры» пытаются черпать и мифологию, и идеологию, и практики. Проклятие и благословение двигателей и идеологов современного язычества в том, что языческие эпосы, сказания и предания, которые нам представляют, как исторические документы типа Велесовой книги – это все миф, подделка, абсолютная ложь. Никаких письменных исторических документов нет – их просто не существует. Как нет и мало-мальски достоверных свидетельств о пантеоне богов, системе верований, обрядов и отправлении культа. Нет, потому что, не было в те времена и никакого русского народа в нашем современном понимании. Были различные племена с разными языческими религиозными представлениями, разными богами и с не оформившемся до конца религиозным культом. Современные неоязычники России тщетно пытаются восстановить русское язычество, но сделать это, не вводя людей в заблуждение, просто невозможно. Дело в том, что сказать каким было славянское язычество, опираясь на исторические документы очень сложно, никто этого не знает. Налицо попытка новоявленных лидеров неоязычества выдать собственные фантазии за историческую реальность, зачастую прибегая к собиранию мифических образов в разных языческих религиях и выдавая их за самобытность русского народа. Думаю, что те, кто продвигают «древнюю» «исконно русскую» веру и прочие неоязыческие практики прекрасно понимают, что нельзя воскресить всю совокупность прошлой языческой религиозной культуры в народе, воспитанном на христианской морали, люди не приняли бы этого. Кровавые жертвоприношения, ритуальные погребения жен с умершими мужьями, свальный грех и прочие «духовные особенности» бывшие неотъемлемой частью, в том числе, и славянского языческого мировоззрения, и культуры – мгновенно были бы отринуты абсолютным большинством людей. От того и избираются насадителями язычества только те басни, сказания и легенды, которые бы льстили слуху, играли на человеческих страстях, чувстве национального самолюбия и потворствовали бы желаниям и устремлениям человека. И здесь неоязычники не брезгуют ничем, зачастую обращаясь не только к «древним мифам славян», но и черпая мощную подпитку со стороны Востока, от древнего, многогранного, непонятного, завораживающего и мистического индуизма.   Здесь, собственно, кроется ответ и на последний вопрос, поставленный в начале этой статьи – чем так привлекают различные неоязыческие толки современного человека? Не имея твердого основания в исторических свидетельствах, используя культурные и религиозные подмены в формировании своего учения неоязычники могут нести с «высокого пьедестала древности», практически все что угодно, лишь бы это ложилось на сердце неокрепшим в духовном плане и несведущим в вопросах религии нашим согражданам. Все как по слову апостола Павла: «ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху» (2Тим.4:3).

Одним из таких, весьма заметных, «учителей» и представителей неоязыческой ведической и т.п. культуры является Ольга Валяева. Конечно, то, чем она занимается старо, как мир. Вся ее ведическая женственность и прочие кришнаитские советы и наставления, просто выдумки и фантазии, преследующие вполне себе тривиальную цель – зарабатывание денег. Но если раздавать советы конкретно от своего имени, то велика вероятность, что желающих прислушаться, а тем более платить за это найдется немного. А вот если приправить все написанное «восточными специями» Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы, текстами экзотичными, древними и, самое главное, непонятными – то все сказанное приобретает уже совсем другой вес и авторитет. И тут уже и круг читателей и почитателей организовался, и соответственно финансовая составляющая не заставила себя долго ждать. Интересно, что женщина, которая учит других женщин тому, как это хорошо сидеть дома и не работать, сама зарабатывает миллионы. Говорить о «ведических познаниях» Ольги Валяевой, просто не имеет смысла. Она, как и многие, многие другие представители подобного рода «знаний» и «верований» зарабатывают на глупости и невежестве людском, манипулируя человеческим сознанием и отвращая многих от единственно верного и правильного пути следования за Богом.

Завершая хочется всем ищущим на стороне некое тайное, вожделенное, задвинутое и растоптанное «врагами истины» знание, напомнить слова апостола Павла: «Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или лучше, получив знание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?» (Гал.4;8-9).

Фото: http://chuck.dfwk.ru/rl/res/20926+50.html

 
20 июня 2019 года
Об осуждении духовенства
Среди множества болезней души, которые имеют общее название грех, осуждение, пожалуй, является самым распространенным и глубоко укоренившимся недугом нашего естества. Весь мир, буквально, пропитан осуждением. Мы постоянно выступаем в роли прокурора и немилосердного судьи всех и всего вокруг, на чем бы не остановился наш «праведный» взор. Мы злословим богатых, корим бедных, браним власть предержащих, осуждаем учителей, врачей, соседей, зятьев и снох, друзей и незнакомцев и даже увиденная в чужом окне люстра, висящая не по нашему вкусу, мгновенно становится предметом осуждения ее хозяев. И нет такой вещи под солнцем, которая не подпала бы под наше осуждение, если, конечно, не считать нас самих, всегда все делающих «не специально», «в силу сложившихся обстоятельств», «потому что время такое», ну и все в таком духе. Было бы странным и удивительным, что в мире, где все друг друга судят и порицают, служители Алтаря Господня, каким-то чудесным образом остались бы вне нашего пристального внимания и жгучего желания «отделить зерна от плевел», потешить собственное самолюбие, подметив в «святом отце» пару несоответствий, так сказать, занимаемой должности. Что тут скажешь? Не обвиняя и не заступаясь за священство, напомню лишь слова Священного Писания, что «нет праведного ни одного» и «что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3;10,23) ибо «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еклл.7;20). От того Христос обращаясь к своим ученикам, сказал на все времена и для всех людей без различия на богатых и бедных, знатных и
простых, стоящих в притворе храма или у Жертвенника Господня: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7;1). На что святитель Иоанн Златоуст заметил: «Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение), мог бы свести нас в преисподнюю…, ибо мы сами обременены грехами, превышающими всякое помилование…, не безрассудно ли, когда мы сами находимся в такой большой беде, строго разбирать дела своих собратий». Право суда над нами есть лишь у Бога, перед Которым каждый из нас стоит и перед Которым падает (см. Рим. 4;14) и не наше дело разбирать жизнь, поступки и дела других людей. Тем более не стоит касаться тех, кто избраны Богом для служения у Его алтарей. Слово Божие прямо предупреждает и останавливает нас от этого греховного и пагубного дела, устами древних пророков: «Судей не злословь и начальника в народе твоем «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» (Исх.22;28, Пс.104;15). Так что всякий раз, когда мы хотим занести осуждающий меч над головой своих ближних, будем помнить слова Того, от Которого мы ищем оправдания, милости и прощения: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 14-15). И вместо пустого, бесполезного, вредного и опасного для души рассмотрения чужих погрешностей, обратимся на свои собственные, приучая язык говорить строго не о ближних, но о себе самом, от того и польза будет нам и оправдание от Господа.

23 мая 2019 года.

Как не ругаться на детей?

Вот так прям взять и не ругаться. Что тут сложного? Может стоить вспомнить себя ребенком, как больно и горько было нам слушать гневную и плохо контролируемую ругань наших родителей. Помните, как в песенке капитана Врунгеля – «как вы судно назовете, так оно и поплывет». Если дети будут слышать от нас постоянную брань, да еще и с разными оскорбительными эпитетами, типа: дурак, идиот, бездарь, ну и т.п., то не исключена вероятность, что ребенок таким и вырастет. Психологи подметили, что люди, подвергавшиеся в детстве серьезным и регулярным наказаниям (а ругань, надо сказать, бывает иногда хуже телесных экзекуций), вырастая, становятся хроническими лгунами. Логика проста. Ребенок, боясь наказания начинает врать, чтобы избежать взбучки от родителей, потом это входит в правило, а затем становится и чертой характера. Но это еще не все опасности репрессивного стиля воспитания. Дети имеют способность расти и очень скоро наступит то время, когда вы просто не сможете употребить ругательные и другие карательные методы без опасности получить отпор. Крик, шум, обзывательства и телесные наказания, разрушают доверие детей к родителям и постепенно умаляют их авторитет в глазах ребенка. К переходному возрасту, когда особенно нужна поддержка старших, их жизненный опыт и мудрость, такой ребенок полностью отстраняется от родителей, как от врагов и ищет себе поддержку на стороне, среди сверстников. А надо бы наоборот, чтобы лучшими друзьями и подругами для наших детей были бы мы сами. И ругань, поверьте, никак этому не способствует. Не говоря о том, что придет время, когда мы сами станем, как дети, нуждающиеся в заботе, уходе и снисхождении. Интересно, чем отплатят не умеющим держать себя в руках родителям их взрослые дети.

Теперь, как не ругаться. Не буду оригинальным если скажу, что нужно набраться терпения, терпения и еще раз терпения при воспитании своего любимого чада. Неплохо бы прочитать, хотя бы, самую простую книжицу по детской возрастной психологии, тогда многие поводы для ругательств отпадут сами собой. Известно, например, что маленькие дети неспособны к послушанию. Бессмысленно кричать и доводить до слез своим ором двухлетнего ребенка, призывая его быть послушным, он просто на это неспособен. Ну и так дальше. Так что, очень рекомендую сие полезное чтение, которое принесет много больше пользы, чем программа «Время», сериалы или чтение какого-нибудь романа.

Также неплохо, если для наказания ребенка будет использоваться какой-то один день, желательно, важный для вашего чада, например, Воскресенье. Детям надо дать возможность обдумать содеянное. Ведь в конечном итоге, цель наказания не просто пресечь, тот или иной поступок, а исключить его повторение в будущем или, что еще хуже, укоренение неправильной модели поведения в характере ребенка. Так, что, если в понедельник было разбито стекло или заработана двойка в школе, необходимо поставить на вид и предупредить, что ты обязательно будешь наказан в Воскресенье. Время между поступком и наказанием необходимо, для переоценки ребенком своего поведения и может, к дню наказания его характер будет уже чисто ритуальным, так как ребенок осознает свою вину и исправит свое поведение.

И таких воспитательных приемов, которые, практически, исключают насилие в воспитательном процессе огромное количество. Слава Богу, мы не первые приступаем к воспитанию детей и целые фолианты религиозной, научной и методической литературы исписаны на эту тему. Советую почаще прибегать к этой накопленной человечеством мудрости, превратив воспитание своего ребенка не в пытку для себя и своих детей, а в радостный, увлекательный и счастливый этап вашей совместной жизни.