Вопрос священнику

Дорогие братья и сестры!

Здесь Вы можете задать вопрос священнику. Ответы публикуются после предварительного просмотра модератором. Обращаем ваше внимание на то, что время ожидания ответа может варьироваться от одного до нескольких дней.

Вопросы и ответы по умолчанию публикуются в открытом доступе. Если Вы хотите конфиденциального ответа, укажите это в письме, и тогда ваш вопрос не будет опубликован – мы просто отправим Вам ответ на указанный адрес электронной почты.

Вопросы священнику:

«Насколько нам известно, священник перед крестинами должен провести беседу с будущими крестными. Обязательная ли это процедура, когда ее ввели в практику, что во время этой беседы говорится? Возможно, разъясняются обязанности крестного? Зачем это делается? Кто может быть крестным? Могут ли родные становиться крестными родителями? Обязательно ли перед крестинами исповедоваться? Но основной упор хочется сделать на беседе. Во всех ли храмах это правило действует и каковы его особенности».

 Отвечает настоятель Казанского храма с. Петровское священник Александр Ионов:

«В первые века христианства, когда крестились в основном обратившиеся из язычества взрослые люди, с ними не просто проводилась беседа, а они проходили специальную огласительную подготовку к Таинству, иногда очень продолжительную. При чем тогда была традиция иметь крестного (восприемника) взрослому человеку. Восприемники были помощниками епископа или священника в огласительной подготовке. Первоначально именно восприемник приводил новообращенного к епископу, поручался за него и получал благословение на подготовку этого человека к крещению. Впоследствии, когда крещеное население стало подавляющим и крестить стали в основном в младенчестве, должность восприемников была переосмыслена, их стали рассматривать как ближайших помощников родителей в воспитании ребенка в христианской вере. Если в древности требовался только один восприемник, одного пола с крещаемым, то в Православной России утвердился обычай иметь двоих крестных обоего пола. Поскольку общество в дореволюционный период было воцерковленным и большинство членов Церкви регулярно участвовали в богослужениях и Таинствах, более менее хорошо знали основы своей веры, могли хотя бы прочитать Символ веры (до революции его изучали в школах и гимназиях на уроках Закона Божия), предварительная подготовка, огласительные беседы для будущих крестных не требовались. В советскую эпоху, когда любая церковная деятельность, кроме богослужебной, особенно образовательно-просветительская, была строго запрещена, проводить такие беседы не представлялось возможным, хотя в условиях десятилетий безбожия и расцерковления наших соотечественников они были безусловно необходимы. Кстати, немногие священники их проводили, под угрозой наказания со стороны безбожной власти. В годы перестройки и постсоветское время, когда все запреты на церковную деятельность были постепенно сняты, во многих храмах стали вводиться беседы перед Таинствами Крещения и Венчания. В последние годы, трудами патриарха Кирилла, данная практика бесед была приведена в более менее однообразную форму и стала обязательной для всех храмов Русской Православной Церкви. Безусловно, все участники Таинства Крещения, и крестные, и родители крещаемого (если это ребенок), и крещаемый (взрослый) должны понимать значение Таинства и знать основы вероучения Церкви, поскольку Крещение — это не просто обряд, а вхождение в Церковь, включение человека в состав вселенской общины верующих, Мистического Тела Христова, Главой которого является Сам Христос. Основы вероучения, смысл Таинства и основные правила жизни христианина и являются основным содержанием огласительных бесед. Разъясняются и обязанности крестных, которые должны быть, в первую очередь, сами достойным примером христианской жизни для своего крестника, регулярно участвовать в жизни Церкви и Ее Таинствах. Несомненно, крестный сам должен быть крещеным и верующим православным христианином, живущим по правилам и установлениям церковным, в первую очередь, в морально-нравственном отношении. Если будущий крестный давно не исповедовался и не причащался, ему нужно непременно сделать это. Совершеннолетние родственники (за исключением родителей, отчима и мачехи) могут быть крестными. Непринято мужу и жене быть крестными у одного ребенка. В храмах, как правило, проводится не менее одной беседы с родителями и крестными ребенка. Если не представляется возможным по какой-либо причине (например, крестный приезжает издалека) пройти беседу по месту крещения ребенка, можно сделать это в любом православном храме, после чего получить там справку о прохождении огласительной беседы».
«Почему православие не особо подстраивается под современный язык. Ведь очень много «мудреных» слов, о которые люди «спотыкаются» и, соответственно,  не понимают, какую мысль им хотят донести. Иными словами, почему многие священники говорят на сложном для обывателей «церковном» языке?»

 Отвечает настоятель Троицкого храма с. Шарапово священник Евгений Шевыкин:

«В богослужебной практике Русской Православной Церкви используется особенный, специально созданный для молитвы язык – церковно-славянский. Задача этого языка, которая была поставлена святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, состояла в том, чтобы сделать доступным для славян духовное богатство Слова Божьего и христианского богослужения. С течением времени, смысл многих славянских слов утрачивался и богослужебный язык становилась все менее понятным. Эта проблема стала активно обсуждаться еще в XIX веке. Тогда под руководством выдающегося церковного деятеля митрополита Филарета (Дроздова) был осуществлен Синодальный перевод Священного писания на русский язык, которым сегодня пользуются верующие для домашнего чтения. Вопрос перевода богослужения на русский язык рассматривался на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., но революция не дала довести его до окончательного решения.
Сегодня существуют как сторонники перевода, так и его противники. Этот вопрос является очень непростым, так как даже малейшие изменения в церковном богослужении могут привести к искажению его смысла, либо к непониманию со стороны верующих и возникновению церковного раскола, пример чему есть в российской истории. С другой стороны, проблему непонимания богослужения нельзя решить простым переводом, так как для этого еще необходимо знание Священного Писания и учения Церкви. Лучшим решением проблемы будет воцерковление крещенных людей, погружение их в православное вероучение и культуру, в том числе изучение не столь значительного количества непонятных славянских слов. При современном владении населением иностранными языками это не представляется большой проблемой.
Другим вопросом является язык проповеди, которая должна быть доступной разным людям. Общение священника с прихожанами внутри ограды храма действительно может сопровождаться многими «профессиональными терминами», понятными только в церковной среде. Этому способствовала во многом искусственная изоляция верующих в светское время. Но современный голос Церкви, обращенный ко всему российскому обществу, в том числе через средства массовой информации, звучит на современном, понятном языке, делая доступным церковное учение людям различного образования и взглядов».

«Может ли сглаз и проклятье повлиять на жизнь?»

Отвечает настоятель Крестовоздвиженского храма п. Мишеронский священник Иоанн Депутатов:

«Сглаз или проклятье может подействовать и подействует на жизнь человека в единственном случае – полном отрыве от Бога, от Церкви. Если человек не участвует в таиствах, он уязвим, не защищен. Однако, никакое вредоносное воздействие не сможет прийти в жизнь того, кто идет Божиим путем, того, кто не одинок, потому что Господь всегда с ним.
В человеке есть такая глубина, которую ничто и даже никто не может наполнить, кроме Самого Бога! Таким сотворен человек — «бездонным». Наша глубина обычно наполняется всякой временной нечистотой: вещами, делами, которые на первый взгляд очень важны, а в видении Бога — ничтожны, не имеющие вечной ценности. Часто получается так, что глубина человека, его душа, сердце и ум пусты и свободны. Свободны для духов зла, которые всегда готовы занять свободные места душ. Вот они их и занимают! Если человек отдалён от Бога своими мыслями и делами, то к нему легко пристает зло.
Тут надо определиться. Если ты христианин, тогда для тебя всё ясно. Иисус Христос нам сказал, если вас проклинают, то вы благословляйте, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас! Если ты будешь молиться за тех, кто тебя проклинает, и желать им добра, то никакой сглаз, никакое проклятие тебе не повредит и пройдёт мимо тебя. Но такая позиция возможна при полном уповании на Бога. А упование на Бога возможно, когда ты становишься его другом и слугой. Или как говорят многие учителя Церкви: надо сделать так, чтобы Бог оказался твоим «должником». Когда ты работаешь для Бога, когда ты все усилия прилагаешь, чтобы жить так, как учит Сам Иисус Христос, тогда ты как бы одалживаешь Самому Богу. И у тебя возникает уверенность, что Он тебя слышит и всё, что для тебя благо, даст. И защитит от чего угодно и от кого угодно. Но если ты ещё не знаешь Бога и Он тебе не нужен Сам по Себе, то ты в «свободном плавании». Ты сам по себе. Ты всегда будешь многого бояться.

Самый частый призыв в Библии: ничего не бойся!»


Оставить комментарий

Перейти к верхней панели