Никольский храм, с. Середниково

Настоятель: священник Илия Депутатов

Электронная почта: deputatova25@mail.ru

Телефон: 8-915-293-72-91

Адрес храма: 140760 Моск. обл., Шатурский р-он, с. Середниково, Никольский храм.

Сайт храма: http://serednikovo.cerkov.ru/

Часы работы храма и расписание богослужений:

  • Храм открыт ежедневно с 10.00 до 15.00.
  • Богослужения совершаются по праздничным, субботним и воскресным дням.
  • Сб.: всенощное бдение — 17.00.
  • Вск. и праздники: 8.30 — часы, литургия.

Строительство деревянной церкви.

В сборнике статистических сведений о селе Середниково за 1890 год даются сведения о Никольской церкви. В них сказано, что в марте 1798 года рязанский преосвященный Симон дозволил владельцу деревни Григорию Петровичу Оболонскому построить Никольскую церковь, в этом же году она была возведена.
В 1822 г. она сгорела, и в 1836 г. ее возобновили по плану архитектора Больдсмана. В 1849 г. к ней пристроили колокольню. В 1882 г. церковь перестроили с добавлением к ней приделов — Спасского и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». К 1836 году церковь обветшала, и по проекту архитектора Вальдемана строится новая деревянная Никольская церковь, а в 1849 году обновляется колокольня.
«В марте 1798 г. коллежский советник Григорий Петрович Оболонский испросил у Рязанского преосвященного Симона дозволения на построение деревянной Никольской церкви в селе Середниково, что и было разрешено 19 марта того же года, от того числа выдана и храмозданная грамота за № 852. В 1836 г. настоящая церковь была возобнавлена в наружном виде по плану архитектора Больдемана, а в 1837 г. приведена в приличный вид внутренность её, в 1849 г. возобновлена была колокольня. Существующая ныне в Середниково каменная Никольская церковь с приделами на правой стороне – Спасителя, исцеляющего расслабленного, на левой стороне – во имя Божия Матери всех скорбящих Радости построена в 1882 г. Скорбященский придел был оснащен 8 ноября 1882 г, настоящая и придел с правой стороны – в 1885 г. ноября 24.»
До 1798 года крестьяне деревни Середниково относились к приходу Никольской церкви села Колушка, название которого исчезло с XVIII века…»
Село Остров находилось на перекрестке больших дорог из Москвы во Владимир, Муром и Касимов и стояло в самой середине между ними, и от этого получило новое название Середниково, а с постройкой церкви во имя святителя Николая – добавилось еще одно название Никольское.

Строительство каменного храма.

В 1882 г. после злодейского убийства Александра II прихожане всех окрестных деревень ответили на это злодейское цареубийство постройкой каменного храма, а община старообрядцев воздвигла по этому случаю деревянную часовню.
Каменная Никольская церковь имела приделы того же наименования, что и церковь в селе Жабки (Колушка). С правой стороны – Спаса исцеляющего расслабленного, с левой – во имя Божия Матери всех скорбящих радости.
В 1861 году основана школа, младший класс при церкви и два старших при волостном правлении.

Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца – Никольская церковь.
«С принятием христианства и утверждения православных обычаев на смену Велесу пришел былинный крестьянский богатырь Микула Селянинович, который передал эстафету греческому святому – великомученику Николаю Мирликийскому, как к покровителю русской земли и крестьянского труда, с ним связывали празднование именин Земли, которое проходило повсеместно в России.
Этот праздник по канонам православной церкви отмечался дважды в году, на второй день Николы вешнего, после 10 мая по старому стилю и по новому 23 мая, а так же после Николы зимнего, после 6 декабря по старому стилю…
Накануне праздника проходила всенощная служба, как и везде, во всех 40 церквях Шатурского архипелага с веселым звоном колоколов, гул которых оглашал пространство от Оки до Клязьмы.
Крестьяне со всеми своими семьями шли в приходские церкви, ставили свечку к иконе святителя Николая с молитвой и поклонами и пели вместе с церковным хором духовный стихирь в честь Николы, и просили чудотворца помочь матери Земле вырастить богатый урожай, а зимнего Николу благодарили за дарованные плоды, выращенные и собранные на своей родной земле, а не в заморских странах. После всенощной молодые парни и девушки выходили на природу к реке, к соловьиным рощам и на бережку водили хороводы, и под музыку звончатых гуслей , пастушеских рожков, самогудок, сапелок и бубнов пели песни, частушки и плясали… Всякий человек без черной зависти на другого в духовной общности праздновали воистину на радость сердцу, во славу родной земли, в почитание чудотворной силы Николы и веры православной…
…За последние годы мы как-то незаметно и вроде бы без сожаления забыли свои древние обычаи, завещанные нам нашими предками, поменяли их на дурно пахнущие ценности бездуховного мира, растлевающего человеческую личность. Родная земля не стала символом поклонения души нашей, перестали любить природу и варварски терзаем ее и травим.
Но есть ли надежда, что молодое поколение сумеет отрешиться от безнравственности, осознает свою, данную ему Творцом Небесным ипостасную божественную сущность, будет беречь природу и возродится праздник имени родной Земли? Я верю в свой народ и в новое поколение. И будет так, как завещали предки».
Надежды оправдались. Вновь возрождаются Приходские церкви, а прихожане идут в храм и в радости, и в горе. А среди них немало молодежи и детей.

Духовенство Никольской церкви.
«В епархиальной сводке упоминаются священники: Василий Гаврилов умер в 1784 г.г, был из церкви села Жабки, Иоанн Васильев – 1784-1799 г.г., Павел Дмитриев – 1799-1833гг., Григорий Захариев Гусев – 1833-1860 г.г., Павел Григориев Гусев – с 1860 г.» В 1885 году его Высокопреосвященство Феоктист, Архиепископ Рязанский и Зарайский, обозревая церкви своей Епархии в Егорьевском уезде, 3 июня посетил Никольскую церковь в селе Середниково. При обозрении церкви и документов оказалось, что все содержится в порядке».
Данных о первой половине XX века мы нашли очень мало. Приблизительно с 1906 года священником был Смирнов Михаил Николаевич, его жена Смирнова Лидия Васильевна была учителем начальных классов. Такую информацию нам дала Богомолова Галина Михайловна, которая много лет проработала учителем русского языка и литературы в нашей школе. Смирнов Михаил Николаевич был ее дедом, умер он в 1921 – 22 году от болезни. Также Галина Михайловна рассказала, что последним священником был Гусев Павел. Дом его находился рядом с церковью, и после смерти отца и закрытия церкви его дочери Клавдия Павловна и Анна Павловна проводили службы в своем доме тайно.

Закрытие храма.

Менялась политика государства. Вскоре после революции власти повсеместно стали отвергать церковь.
В 1930 году в селе Середниково был организован колхоз «Ленинский путь»
В 1937 г. храм был закрыт и использовался как пожарная вышка, затем как гараж. Богомолова Галина Михайловна рассказала, что во время войны в 1941 году, когда ей было 9 лет, с колокольни снимали крест. Делал это молодой парень лет 16-17 по имени Алексей. Людей вокруг храма собралось много, большинство из них плакали.
После войны в церковь поместили удобрения для посевов, они разъели всю роспись внутри. Храм пришел в упадок и постепенно стал разрушаться.

Восстановление Никольского храма.

Строительство часовни.
В 1998 г. зарегистрировался православный приход. Тогда же возле кладбища устроили деревянную часовню в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Не имея средств для восстановления храма, прихожане пристроили к зданию часовни алтарную часть и совершал там Божественную литургию и другие службы.

Восстановление Никольского храма.
Несколько раз храм осматривали специалисты и утверждали, что он не подлежит восстановлению. Но произошло чудо – храм стали восстанавливать.
В 1998 году храм был передан общине Русской Православной Церкви и возобновил свою деятельность. Восстановление здания храма началось в мае 2005 г.
Из рассказа Священника Илии :
«…В апреле 2005 года началась служба в церкви. Виктор Николаевич Курицин, бывший сотрудник ГАИ, прихожанин, друг, помощник во всех делах и начинаниях. Вместе с ним собрали 20 тысяч рублей и сделали своими руками притвор. На все ушло 150 тысяч, помогли прихожане и коммерсанты. В мае служили молебен, а в декабре прошла первая служба на святителя Николая.
В 2006 году Устинов Николай Николаевич, москвич, прихожанин, управляющий банком, залез на крышу и стал очищать ее от берез, продолжали потом все вместе своими руками очищать крыши. Весной братья-близнецы Аслаповские Владимир и Дмитрий обещали сделать крышу. Зимой 2006 г. сделали крышу под рубероид. Помог Слободянник Сергей Михайлович, директор автосервиса «Бош». Галина Ивановна из деревни Самойлиха познакомила с Петром Максимовичем, который занимается строительством автодорог. Его брат Максим Максимович до сих пор помогают. В 2007 году оказали помощь в установке центрального купола.
В 2006 году после крыши занялись окнами. Помог Артюхин Алексей из г.Рошали. Слободянник Сергей Михайлович на полы и на крышу дал большие деньги. Полтора года занимались настилом полов. Два месяца вывозили скопившийся мусор.
В 2008 году московский предприниматель Константин Бугреев с супругой Еленой и дочерью Кристиной оказали материальную помощь ,благодаря которым началась колласальная работа по восстановлению внутренних стен храма и внешнего фасада.
В церкви из стен падали обломки кирпичей. Перед началом работ провели молебен, и за все время ни один кирпич ни в кого не попал. Падали рядом, но в людей не попадали.
Когда были в поломнической поездке в городе Рязани, поднимались на колокольню, подумал: «Неплохо бы и нам такую лестницу». Прошло минут 15-20, звонит Татьяна (фамилия не указана), предложила деньги для восстановления лестницы на колокольню. Чудо!
Помогли пожертвованиями Анатолий Власов. В 2010 году Константин Бугреев с семьей подключились и сделали колокольню.
Все вместе: Константин Бугреев, Анатолий Власов, Максим Максимович и брат его Петр Максимович, оказали помощь в установлении четырех куполов.
Хочется отметить Груздева Александра Ивановича, оказал большую помощь в вывозе мусора.
В хозяйственных нуждах оказывал помощь Власов Виктор Иванович.
Благодаря материальной поддержке семье Бугреевых, продолжаются восстановительные и реставрационные работы и по сей день. Изготовление иконастасов, кивотов, а так же написание икон.
Огромную поддержку оказывают проезжающие, жертвующие на восстановление храма.
И ,конечно, благоукрашение, уборка, поддержание порядка осуществляется силами местных жителей, прихожанами нашего храма».
При храме действует детская воскресная школа.